Рыбалка

Лодка из фанеры для рыбалки своими руками

Самодельные лодки из фанеры: материалы и инструменты, чертежи и планировка, сборка корпуса, клеевые работы и окраска

Лодка, изготовленная из фанеры, отличается своей
лёгкостью и значительно меньшей стоимостью по сравнению с заводскими.

Как самому сделать лодку для рыбалки из фанеры? Для
работы потребуется точный чертёж и фанера — проклеенный натуральный берёзовый
шпон толщиной приблизительно 5 мм.

  1. С помощью бумажных шаблонов на фанерные листы наносятся
    выкройки деталей.

  2. Пилой по дереву или электролобзиком необходимо вырезать
    все заготовки.
  3. Склейте транцы со шпангоутами.
  1. Теперь прикрепите к транцу днище и борта, сведя их
    спереди друг с другом.

  2. Для крепления деталей обшивки используется шовный
    материал (в случае, если лодка изготавливается не из очень толстой фанеры) или
    клей. В этом случае необходимо стесать края фанеры под углом.
  1. Убедитесь в том, что все детали сходятся по размерам. В
    противном случае придётся разобрать лодку и исправить недостатки.
  1. Возьмите эпоксидную смолу и аэросил и смешайте компоненты
    1:1 при помощи специальной насадки на дрели.
  2. Усиление углов между бортами, днищем и транцами
    выполняется деревянными галтелями — небольшими уголками, предназначенными для
    жесткости соединения.
  3. Теперь следует наклеить на все внутренние поверхности
    швов полоски из стеклопластика или стеклоткани. При этом необходимо тщательно
    промазывать все стыки эпоксидно-аэросильной смесью.
  4. Необходимо дождаться, пока клей полностью просохнет, а
    после этого следует установить шпангоуты в соответствующие места.
  1. Теперь требуется уложить на днище настил, прикрепить
    уключины и сидение.

  2. Если конструкция лодки предполагает кокпит (закрытая
    носовая часть), то следует установить крышку, зафиксировав её на бортах и
    шпангоутах.
  3. После того как лодка полностью просохнет, переверните и
    отшлифуйте её наружную поверхность. После этого требуется проклеить дно
    стеклотканью и обработать швы эпоксидным составом.
  1. Перед покраской необходимо обработать наружную поверхность
    конструкции пропиткой для древесины, зашпаклевать все щели и обработать
    грунтовкой.

  2. Покрасить лодку лучше всего специальной пигментной
    смесью, предназначенной для деревянных судов, но можно использовать и любую
    обычную краску.

Самодельная складная лодка для рыбалки представляет собой
жесткую фанерную складную конструкцию, состоящую из нескольких секций. Размер
каждой из секций равен расстоянию между двумя шпангоутами, расположенными
рядом. Секции соединены между собой при помощи барашковых болтов и уплотнены
резиной.

Средняя секция имеет самый больший размер и, при
складывании лодки, другие секции последовательно входят в неё. Сложенная лодка
имеет вид габаритного чемодана (850х700х330 мм), который можно легко перевозить
к месту назначения.

Для работы
потребуются:

  • 2,5 листа фанеры толщиной 4 мм с размерами 1,5х1,5 м.
  • 1 лист фанеры толщиной 10 мм размером 1,3х0,9 м.
  • 1 шестиметровая доска толщиной 20 мм.
  • 1 шестиметровая доска толщиной 40 мм.
  • 1 доска из бука или другой твердой древесины длиной 1м
    для отделки борта.

Изготовление лодки

Сборка лодки осуществляется по чертежу. Желательно
воспроизведение на бумаге натуральных размеров форштевня, шпангоута и транца.

  1. Приклейте плаз к строительной 10-мм фанере и сложите её
    пополам.
  2. Высверлите в шпангоутах отверстия.
  3. Ножовкой выпилите два шпангоута, транец и форштевень.
  4. Шпангоуты обработайте ножовкой и покройте их с наружной
    стороны тонкой резиной (1 мм) при помощи клея.
  5. Уплотнение поделите на полоски длиной по 20 мм и
    обработайте ними два шпангоута техническим клеем.
  6. Обработайте 3-милиметровые отверстия для алюминиевых
    заклёпок. Заклёпки должны располагаться попарно на расстоянии 10-15 мм.
    Расположение заклёпок от края шпангоута — 10 мм, расстояние между парами — 800
    мм.
  7. Снимите болты и рассоедините шпангоуты. Поместите
    заклёпки в отверстия.

Для сборки секций необходим кондуктор, позволяющий
устанавливать шпангоуты и покрывать их фанерой. Данный механизм изготовлен из
доски толщиной 40 мм и состоит из:

  • Основания рамы (4 доски).
  • Неподвижной стойки с кронштейном, который зафиксирован
    при помощи гвоздей.
  • Подвижной стойки с передвигающейся между продольными
    листами основания передвижной доской, укреплённого на ней кронштейна и
    поперечной доски на нём.
  1. Следующий этап — укрепление шпангоутов. Для этого
    используются болты, пропущенные сквозь отверстия и соединяющие каждый кронштейн
    с поперечной доской.
  2. Выступающие кронштейны и свисающие доски подровняйте по
    уровню шпангоутов.
  3. Теперь следует разделить на две части фанеру толщиной 4
    мм и покрыть нею шпангоуты в кондукторе. Листы необходимо загнуть с наружной
    стороны шпангоутов и укрепить их на кондукторе.
  4. При помощи клея К-88 произведите обработку шпангоутов под
    фанерой и её краёв над шпангоутами.
  5. Алюминиевым листом (16х0,5 мм) укрепите границы фанеры.
  6. Теперь в шпангоуте между заклёпками просверлите отверстия
    диаметром 2,5-3 мм. При этом следует захватить алюминиевую полоску и фанеру.
  7. Далее необходимо вкрутить шурупы сразу в обе стороны.
    Теперь к шпангоутам прикрепите заготовку из фанеры, а алюминиевую полосу
    заверните вниз.
  8. Теперь снимите секцию с кондуктора, подравняйте её края,
    чтобы длина фанеры между шпангоутами оказалась меньше на 10мм. Остатки срежьте.
  9. Заготовленные планки с сечением 15х25 мм разделите на 4
    равные части, одну из которых приложите к фанере и склейте. Оставшейся
    алюминиевой полоской оберните планки внутри шпангоутов и обейте гвоздями. С
    помощью 40 мм шурупов прикрепите края планок к шпангоутам. Планка борта и лист
    фанеры должны прилегать друг к другу герметично.
  10. При помощи уплотнителя с микропорами или другой мягкой
    резины обработайте одну сторону секции по всей её поверхности.
  11. Напротив отверстий в шпангоуте просверлите отверстия в
    резине.
  12. Таким же образом изготовьте две другие секции, за
    исключением носовой.
  13. Носовая часть изготавливается с помощью двух листов для
    каждой из сторон — левой и правой, предварительно вырезанных по чертежу.
  14. Снимите с кондуктора движущуюся стойку и уложите шпангоут
    на неподвижную.
  15. На основание установите форштевень.
  16. Накройте сверху толстой бумагой.
  17. Края, которые выступают, обрежьте по шаблону.
  18. Далее необходимо обшить отсек «носа». Для этого раскроите
    лист по форме. Алюминиевой полосой укрепите края фанеры.

Складные лодки для рыбалки легко помещаются в багажник
автомобиля или небольшой прицеп.

Как сделать лодку для рыбалки из пластиковых бутылок?
Делается она достаточно просто. Одним из её главных достоинств является
дешевизна и доступность материалов. К тому же совсем необязательно для её
создания обладать специальными навыками.

Необходимые материалы

  • Пластиковые бутылки. Конечно же, в первую очередь
    желающим сконструировать такую лодку потребуется большое количество пластиковых
    бутылок. Для этой цели лучше всего подойдёт тара вместимостью не менее 2
    литров. Чем большей ёмкости вы будете выбирать бутылки, тем меньшее их
    количество понадобится, и тем легче будет собирать лодку. Кроме того, лодка из
    больших бутылок будет более надёжной, прочной и долговечной.
  • Скотч. Для работы потребуется несколько рулонов широкого
    скотча.
  • Ножницы или острый нож. Ножницы следует выбирать такие,
    чтобы ними удобно было разрезать пластиковые бутылки — большие и острые.
  • Тонкая прочная проволока.
  • Толстая фанера для поперечин. Вместо фанеры подойдут
    деревянные доски или лёгкие трубы.

Для придания бутылкам необходимой плотности и жесткости
каждую из них следует накачать воздухом под давлением. Это можно сделать,
используя простой принцип перепада температур.

  1. Поставьте открытые бутылки в морозильную камеру, чтобы
    они набрались холодным воздухом.
  2. Затем очень прочно закрутите их крышками прямо в
    морозилке.
  3. Теперь достаньте бутылки из морозильной камеры. Воздух
    внутри них, при нагревании, будет расширяться, в результате чего бутылки
    приобретут необходимую жесткость и упругость.

Перед началом сбора лодки все бутылки необходимо
освободить от этикеток и, при необходимости, помыть.

Изготовление
«брёвен» из бутылок

  1. Лодка будет собираться из имитированных брёвен. В
    качестве соединительной муфты используется средняя часть, вырезанная из другой
    бутылки, которую следует натянуть на соединение. Бутылки соединяются донышком к
    донышку, при этом выступ дна одной бутылки должен быть вставлен в выемку дна
    другой бутылки.
  2. Затем все стыки следует промотать несколько раз широким
    водостойким скотчем. В результате получится конструкция из двух бутылок,
    соединённых донышками, с обеих сторон которой будут горлышки с пробками. 
  3. Теперь возьмите 2 бутылки и отрежьте от них верхние
    части. Заготовки без верхних частей насадите на горлышки Вашей конструкции
    таким образом, чтобы с обеих её сторон получились донышки. Снова следует каждый
    стык промотать скотчем в несколько слоёв.
  4. Таким образом готовятся остальные брёвна для лодки.

Лодка из фанеры для рыбалки своими руками

Подготовленные брёвна необходимо скрепить в поплавки.
Один поплавок должен состоять из восьми брёвен. Возьмите тонкую, прочную
проволоку и с её помощью скрепите брёвна.

Скрепление поплавков лучше всего осуществить при помощи
металлических труб или деревянных брусков. После того, как поперечины будут
готовы, можно приступать к креплению дна, которое можно изготовить из плотного
фанерного, пластикового или металлического листа. В зависимости от предпочтений
мастера и используемых материалов, каждая изготовленная лодка из пластиковых
бутылок будет иметь разный вид. Одно необходимое общее условие — плавсредство
должно быть надёжным, прочным и водонепроницаемым.

При желании, готовой лодке можно придать эстетичный
внешний вид, обшив её водонепроницаемым материалом, фанерой или металлическими
листами.

Такая простая лодка для рыбалки своими руками прослужит
достаточно долгое время и будет предметом гордости для своего хозяина.

Развеем сомнения

После услышанной фразы – лодка из фанеры – некоторые пессимисты покрутят пальцем у виска и скажут, что это абсолютно невозможно. Мол, смастерить из тонкой и прямой фанеры настоящее плавсредство, да ещё такое, чтобы выдерживало не одного человека, – это утопия. На самом деле это вполне возможно. Мало того, можно построить не просто маленькую плоскодонку, но даже настоящую парусную яхту, а если на усиленном транце предусмотрена установка небольшого лодочного моторчика, а на носу сделать кокпит, то получится что-то типа катера. Да что там, катер и получится. И это не рыбацкие байки.

Фанера бывает разная по толщине и прочности. Выпиливать из неё детали в размер и разной конфигурации даже проще, чем из досок. К тому же она достаточно хорошо гнётся, чтобы придать бортам нужную округлость. Современных средств для обеспечения влагостойкости фанерной лодки тоже достаточно. Поэтому для того, кто решил самостоятельно сделать лодку, нужны лишь три вещи: желание, работающая голова и не страшащиеся работы руки. Всё остальное можно легко найти.

Лодка из фанеры для рыбалки своими руками

Ну а преимущества у фанерной лодки просто неоспоримые:

  • Небольшой вес. Простейшая плоскодонка весит всего 15-20 кг.
  • Качественно сделанная лодка может прослужить очень долго.
  • Есть проекты лодок, которые спокойно выдерживают до 5 человек.
  • Дешевизна.

Как можно самостоятельно сделать лодку из фанеры?

Кого-то не устраивает ценовая политика рынка, другим нравится мастерить. Итак, лодка из фанеры своими руками: возможно ли это? Ответ однозначный: да, возможно! Как говорится, не святые горшки лепят.

Ной смог, а мы уж и подавно справимся.

Всем привет! Вот и мой первый пост в этом сообществе)На самом деле я долго думал-стоит ли сейчас писать, потому что лодка еще не доделана…Но подумал и решил- скоро весна и этот пост может кого-то вдохновить на постройку своей лодки, и как раз самое время начинать запасаться материалами! Тема будет актуальна!Предыстория такова:Прошлым летом я немного подсел на рыбалку-…я даже немного удивлен что только в прошлом году- ведь я уже 5 лет живу в 200 метрах от речки…Посидев на мостиках и покидав спиннинг с берега, я с грустью наблюдал за мужиками, которые сидели посреди речки на лодках… -в общем, начал я изучать рынок лодок…и расстроился- я хотел 4-х местную лодку…-всё что мне нравилось, стоило в районе 1000$.

Чтобы соорудить домашний «катер», необязательно использовать дерево или фанеру. Построить приспособление можно даже из пластиковых бутылок. При этом сделанный аппарат будет не хуже держаться на воде и вполне подойдет для рыбной ловли (кроме того, мастер потратит на нее меньше сил и времени, а также средств).

Для работы понадобятся следующие материалы и инструменты:

  • бутылки (маленькая емкость тут не подойдет, лучше брать изделия, рассчитанные на 2 литра);
  • клей и скотч (они должны иметь устойчивость к воздействию влаги);
  • проволока;
  • канцелярский нож или ножницы;
  • фанера;
  • деревянные или металлические поперечины.

Предварительно тара очищается от этикеток. Далее ее нужно сделать более жесткой. Для этого бутылки кладутся в морозильную камеру, плотно закручиваются, а потом ставятся в тепло. Крышки нужно дополнительно зафиксировать клеем, устойчивым к влиянию воды.

Из тары нужно сформировать «бревна». Соединить элементы можно импровизированной муфтой, которая вырезается с центра пустой бутылки. Фиксируются элементы донышком. При этом в выемки одной тары должны заходить выступы другой. Далее заготовка фиксируется клеем и скотчем. Теперь нужно отрезать верхние части от двух бутылок и надеть их на горлышки уже готовой конструкции. Таким способом делаются остальные бревна.

Из этих изделий, собранных по 8 штук, делаются поплавки. Соединить фрагменты можно прочной проволокой. Между собой поплавки фиксируются деревянными брусками. После того как поперечные части будут готовы, можно крепить к ним фанерное дно.

Для придания красивого внешнего вида изделию можно обшить его фанерными или металлическими листами.

Необычным, но эффективным материалом для создания лодки могут стать банальные пластиковые бутылки. Поскольку наиболее распространённый объём такой тары ― 2 литра, самым сложным этапом в конструировании будет именно сбор материала.

Для того, чтобы создать «бутылочную» лодку, потребуются следующие материалы:

  • Бутылки;
  • Водостойкий скотч и клей;
  • Нож или ножницы;
  • Проволока;
  • Фанера и поперечины из дерева или металла.

Прежде всего нужно тщательно очистить бутылки от наклеек и этикеток. Однако самое главное, что необходимо сделать на этом этапе, ― придать пластиковой таре плотность и жёсткость. В этом помогут законы физики. Бутылки помещаются в холодильник, там же плотно закручиваются крышками, а затем перемещаются в тепло. Таким образом воздух внутри бутылок нагревается и придаёт им упругую форму. Для пущей надёжности желательно закрепить крышки водостойким клеем.

Из заранее подготовленных бутылок формируют своеобразные брёвна.

Лодка из фанеры для рыбалки своими руками

Первый шаг ― соединение двух бутылок донышками. Для закрепления натягивают пластиковое кольцо, вырезанное из середины пустой бутылки. Вся эта конструкция промазывается клеем и плотно заматывается скотчем в несколько слоёв.

У следующих двух бутылок обрезаются верхние части, после чего обезглавленный пластик насаживают на края заготовки, вновь применяя клей и скотч. Таким образом получается надёжный и герметичный фрагмент будущей лодки.

Дальнейший процесс состоит из повторения вышеуказанных действий и заканчивается при изготовлении бревна оптимального размера.

Один поплавок состоит из восьми брёвен, которые соединяются крепкой проволокой, полиэтиленом и скотчем. В зависимости от предпочтений, количество брёвен может изменяться в большую или меньшую сторону. Самое главное ― соблюдать баланс и сделать из лодки надёжное средство передвижения.

Поплавки монтируются с помощью поперечин, изготовленных из дерева или металла. Дно лодки опять же может быть создано из различного материала. Это может быть фанера, пластик или металлический лист.

Финальным штрихом в изготовлении лодки может стать обшивка водостойкой тканью или же отделка крепкой фанерой с последующей покраской. Так лодка прибавит в надёжности и эстетике.

  • MEHANOTRON
  • 15 января 2017
  • 15 931

Катамаран из пластиковых канистр. Однажды летом я решил сделать катамаран, нашел бесплатно канистры, купил доски в гараже, нашел запчасти от велика и начал конструировать.

  • kulibin
  • 15 марта 2013
  • 49 285

Самодельный плоскодонный катамаран из полистирола и стеклопластика.

  • kovboy
  • 12 февраля 2011
  • 103 122

Самодельную лодку плот или швертбот можно построить из обычных пластиковых бутылок от фруктовых и минеральных вод емкостью от 1,5 до 2 литров. На нём хорошо обучаться управлению и гребле в спокойной воде, спуску по течению реки, плаванию под парусом.

  • kovboy
  • 9 января 2011
  • 28 259

Катамаран из раскладушки. Вместо поплавков у него — брезентовая или клеенчатая лодочка, а вместо гребных колес — гребной винт. Но не в этом изюминка. В его конструкции используются две вещи, которые плавать не «умеют»: кровать-раскладушка и ручная дрель.

  • kovboy
  • 27 ноября 2010
  • 142 065

Самодельный катамаран из пенопласта непотопляем, удобен в эксплуатации, долговечен и прост в изготовлении. На рисунке изображена конструкция самодельного катамарана из пенопласта.

  • kovboy
  • 22 декабря 2009
  • 43 145

Любителям мастерить, желающим изготовить такую приставку, потребуется несколько метров дюралюминиевых труб и стального тросика для каркаса и 6—7 м2 водонепроницаемой ткани для поплавков. Если вы живете близко от водоема, можно сделать и чисто водный транспорт — «водопед», взяв за основу велосипедную раму без колес.

Самодельные лодки из фанеры: материалы и инструменты, чертежи и планировка, сборка корпуса, клеевые работы и окраска

Пускай купить сегодня можно все, что угодно, но в самодельной шлюпке или швертботе, сделанных по чертежам чуть ли не из журнала «Рыболов», есть какое-то непередаваемое очарование.

Изготовить лодку непросто, но вполне возможно

В статье мы приведем несколько советов, используя которые, вы сможете довольно быстро научиться делать лодки — самоделки из фанеры.

Задавшись целью самостоятельно построить фанерную лодку, первым делом необходимо подыскать соответствующее помещение, в котором будут производиться все работы. Оно должно быть просторное, сухое, с хорошим освещением. Резкие перепады температур и повышенная влажность исключаются категорически. Всё производство займёт достаточно времени, которое глупо терять летом, когда можно заняться другими делами.

Второе необходимое действие – это чертёж. Проблемы с этим возникнуть не должно – в интернете можно найти его буквально за несколько минут. Но даже закупать материал без него не стоит.

чертеж

Без качественно выполненного чертежа приступать к работам нет никакого смысла

Лодка из фанеры для рыбалки своими руками

Самодельные лодки из фанеры бываю разные, и необходимо подобрать тот проект, который будет по силам осуществить самостоятельно. Если это первый опыт судостроительства, то лучше всего выбрать проект самой обычной плоскодонки. Несмотря на простоту конструкции, возможности она даёт практически неограниченные. На неё можно и мотор навесить, и даже мачту поставить. А под вёслами она ходит просто замечательно.

Просчитав по чертежу, какого и сколько материала понадобится, можно приступать к его приобретению.

Особенности изготовления

Среди всех рыболовных приспособлений, лодка — самая заветная мечта рыбака. Причем судно может быть совсем небольшое. Например, складные модели можно брать с собой на ловлю с наименьшим шансом не вместить их в автомобиль. Чаще всего такие конструкции делают из дюралюминия.

Дополнительно понадобится прорезиненная ткань, накладки и заклепки, дерево, грунтовка, дерево, краска.

Монтаж таких изделий предусматривает несколько этапов:

  1. Подбор материала. Необходимо 4 фрагмента для бортов и 2 для днища. Также понадобится 3 поперечины: 2 распорки, обеспечивающие надежность конструкции, и 1 сиденье.
  2. Вырезание фрагментов, их подгонка и подгибка.
  3. Изготовление отверстий для заклепок. Расстояние между ними не должно превышать 2 см. Все места, где были установлены заклепки, необходимо густо промазать краской, чтобы герметизировать их.
  4. Для крепления сиденья используются оцинкованные крепежи.
  5. Грунтовка и покраска приспособления.

С лодки такого типа лучше именно ловить рыбу. Для романтической прогулки он вряд ли подойдет. Для того чтобы не портить дюралюминий, лучше сделать сначала фрагменты из картона и подогнать их.

При оснащении приспособления лодочными моторами, можно соорудить настоящий катер. Но он нужен не всегда.

Для создания складной лодки потребуется:

  • Листы дюралюминия;
  • Прорезиненная ткань;
  • Заклёпки и накладки;
  • Древесина;
  • Ножницы по металлу;
  • Грунтовка и краска.

Дюралюминий ― наиболее выгодный материал для создания складной лодки. Он лёгкий и очень прочный, при этом для создания плавсредства нужно всего лишь шесть элементов: два для днища и четыре для бортов.

Поперечных распорок в такой лодке всего три: одна из них ― сиденье, две других ― распорки из дерева с алюминиевыми трубками на концах. Они вставляются в отверстия на внутренних сторонах бортов, что обеспечивает жёсткость и надёжность конструкции.

Все шесть деталей складной лодки вырезаются ножницами по металлу, затем проходят подгонку и подгибку. Отверстия под заклёпки сверлятся в стыках-швах через каждые 2 сантиметра. После чего фрагменты лодки скрепляются заклёпками, которые герметично замазывают краской. Также монтаж дюраля может производиться с помощью прорезиненной эластичной ткани.

Планшир и сидения изготавливаются из любой подручной древесины и монтируются оцинкованными гвоздями. В финале готовую лодку грунтуют и красят.

Изготовление лодки

Носовая область образуется форштевнем и фиксируется с одной из сторон. В кормовой части крепление производится ахтерштевнем – элементами, отвечающими за обеспечение продольной жёсткости конструкции.

Они могут быть выполнены на основе деревянных материалов (цельных) или склеиваться по отдельности и фиксироваться посредством гвоздей и шурупов.

Поперечные детали корпуса позволяют добиться изгибов и поперечных очертаний, что добавляет плавсредству необходимой жёсткости. В верхней части форштевня и ахтерштевня размещаются доски, соединяющиеся со шпангоутами. Данная конструкция образует борта.

Получившийся каркас подлежит обшиванию фанерой. Во внутренней части лодки кладётся настил (слань). Таким образом образуется нижняя палуба.

Чертеж лодки из фанеры

Лодки из фанерного материала могут быть оснащены мотором или вёслами. Основным отличием конструкции является кормовая часть. Для моторных плавсредств в кормовой части устанавливается транец (из многослойной фанеры).

По желанию лодки могут быть оборудованы кокпитом, палубными стрингерами и боковыми стрингерами. Чтобы обеспечить хорошую плавучесть, ниши должны быть заполнены пеной, что предотвратит опрокидывание судна.

Материалы и инструменты

Напоминать о том, что материал, из которого будет строиться фанерная лодка, должен быть качественным, не стоит. Сама фанера без сучков, клей только от проверенного производителя, пропитывающие жидкости тоже.

Весь список выглядит следующим образом:

  • Листовая фанера 1,5-1,5 м., толщиной 5 мм., марки БС, БК или ФСФ.
  • Несколько досок, лучше дубовых.
  • Стеклоткань.
  • Шпаклёвка.
  • Водостойкий клей.
  • Водостойкая пропитка для дерева или олифа.
  • Водостойкая эмаль или масляная краска.
  • Саморезы.
  • Гвозди.
  • Медная проволока.

При выборе фанеры необходимо внимательно осмотреть края, на предмет сколов и трещин на торцах. Надеяться на то, что можно будет отпилить пару сантиметров не стоит. Всё остальное можно легко и по вполне демократичной цене приобрести в любом строительном или хозяйственном магазине.

При создании плавательного средства не обойтись без следующих материалов и инструментов:

  • шуруповёрта;
  • ручной фрезеровочной машинки;
  • шлифовальной машинки (ручного типа);
  • струбцины;
  • электролобзика;
  • водостойкой фанеры, обладающей толщиной 5 мм ( 2,5 на 1,25);
  • водостойкой фанеры, обладающей толщиной 6 мм (1,5 листа);
  • строганных досок (толщиной не меньше 25 мм);
  • реек (дерево);
  • гвоздей (латунь);
  • саморезов по дереву;
  • эпоксидной смолы;
  • лака (водостойкого типа);
  • стекловолокна;
  • бруса (50 на 3400);
  • бруса (40 на 20 на 4000).
Вырезанные из фанеры части будущей лодки

Сегодня раскроил листы фанеры и приступил к самому важному и сложному на мой взгляд процессу- это заусовка и склейка листов фанеры. Т.к.

длина лодки превышает длину стандартных листов фанеры, то их приходится сращивать, для этого существует много способов, но я выбрал самый технически сложный, но и более эстетичный вариант склейки «на ус».Размечаем.Обрабатываем листы фанеры сначала при помощи рубанка, а потом шлифмашиной.

Сначала соединение «на ус» отрабатывал на обрезках фанеры и на это страшно было взглянуть, но опыт пришел при работе на «чистовом» варианте 🙂 Надеюсь и дальше все осилю.Вот про лодку.

Длина наибольшая…………….2,64 мШирина наибольшая………….1,28 мВысота борта……………………..0,38 мМасса корпуса……………………30 кгГрузоподъемность………………180 кгЭкипаж ……………………………..2 чел.Допустимая мощн. п/мотора…2,5 л.

сСегодня был день плодотворной работы и больших продвижений :)Вытащил листы из под пресса и удалил планки между которыми они были зажаты. Стык получился ровный и очень крепкий(пробовали потом ломать обрезки от дна, лопает не по стыку листов). Таким образом получили заготовки нужной длинны для изготовления лодки.

А вот дно целиком :)Борт размечаем один, потом накладываем две заготовки друг на друга и скрепляем струбцинами, после чего вырезаем оба борта сразу.Размечаю и выпиливаю транец.В местах стыка листов фанеры снимаем фаску шлифмашиной и приступаем к шитью лодки скрепками из медной проволоки.Работы ведем от кормы к носу.В таком деле без помошника не обойтись.

Я тоже усердно стараюсь сшить все красиво :)Вот такие швы получаются.Вот лодка и готова :)Примерка под себя :)И вверх дном.Сегодня реально продвинулся к финальной стадии завершения проекта 🙂 Первым делом протянул все скобы посильнее. Проверил геометрию лодки. Потом зубилом обсадил скобы на внутренних стыках бортов.

После всего этого вырезал временные распорки и закрепил их в местах установки шпангоутов.Занимаясь этими делами в новом помещении постоянно чувствовал на себе взгляд. Вот кстати вид расправленной лодки с кормы.Для более ровного формирования швов решил набить линии малярным скотчем, вроде получилось красиво.

Вот такой получается шов, ровный и прозрачный. На фото видно что через три слоя стеклоленты просвечивает структура дерева, значит все в норме.Вот что было сделано в прошлый раз: подогнаны шпангоуты и прикручены привальные брусья.Сегодня установил шпангоуты на место и закрепил на клею и саморезах, вырезал усиливаюшие накладки на транец.

После этого перевернул лодку, удалил все скрепки из проволоки и приступил к скруглению стыков шва.И вот когда все подготовленно приступил к оклейке внешних швов.Нос.Швы получились ровные и хорошо пропитались, даже самому нравится.Швы на транце.Сегодня закончил работы по формированию корпуса лодки, в следующий раз установлю скамейки и приступлю к подготовке к окраске.

Борта скреплены не только клеем, а еще армированы тремя слоями стеклоленты с каждой стороны, это получается уже стеклопластик. Саморезы из шпангоутов можно вообще вывернуть, они там после склейки уже не нужны будут. Некоторые кстати так и делают. Такую лодку можно собрать вообще без единого шурупа в корпусе.Сегодня пошел делать лодку только под вечер, т.к.

  • andrdrozd
  • 13 июня 2013
  • 58 756
  • kovboy
  • 11 февраля 2011
  • 41 204
  • kovboy
  • 7 апреля 2010
  • 60 819
  • kovboy
  • 29 марта 2010
  • 68 258

Дерево и фанера

Самодельные лодки из фанеры: материалы и инструменты, чертежи и планировка, сборка корпуса, клеевые работы и окраска

Фото фанерной плоскодонки.

У хорошего хозяина, привыкшего самостоятельно производить в доме некие ремонтные работы, набор инструментов уже есть. Даже с лихвой. Непосредственно постройка лодки потребует следующий арсенал:

  • Электролобзик.
  • Элеткрорубанок.
  • Шуруповёрт.
  • Циркулярная пила.
  • Шлифмашинка.
  • Рубанок.
  • Ножовка.
  • Молоток.
  • Плоскогубцы.
  • Отвёртки.
  • Металлическая линейка.
  • Стамеска.
  • Шпатели.
  • Кисти.
  • Струбцины.
  • Набор для черчения.
  • Миллиметровая бумага.
  • Картон.

Приготовив всё по этим двум спискам, можно приступать непосредственно к работе.

Электроинструменты

Электроинструменты намного облегчат работу

Начинаем собирать

Размечать контуры лодки прямо на фанерном листе будет довольно опрометчиво. Небольшая ошибка и посудина будет рыскать в сторону или крениться на один бок. Поэтому лучше сначала начертить схему или эскиз на миллиметровой бумаге в натуральную величину. Причём слово схема здесь не очень уместно, потому что необходимо строго выдержать размеры.

Алгоритм действий следующий:

  • Чертится осевая линия, делящая днище лодки вдоль.
  • В одном конце перпендикулярно сразу в размер вычерчивается линия транца.
  • На самой осевой линии размечаются точки установки шпангоутов.
  • В этих точках чертятся перпендикуляры под размер шпангоутов.
  • С помощью лекал вычерчивается само днище.
  • Получившаяся схема складывается пополам по осевой линии с целью проверить симметричность.

Выкройки бортов, шпангоутов и транца выполняются аналогичным образом с учётом их размеров и конфигураций. Но черчение на этом не заканчивается. Теперь, после того как симметричность днища и одинаковость бортов тщательно проверена, наступает этап переноса чертежа на картонный шаблон. Миллиметровка слишком тонкая, а вот с картонного шаблона перенести чертёж на фанеру без ошибок будет намного проще.

Сборка лодки идёт по принципу «сшей и склей». Начать лучше с транца – потом проще будет устанавливать борта. В задней части днища и в нижней части транца сверлятся отверстия такого диаметра, чтобы проходила медная проволока. Отверстия должны быть строго напротив друг друга. С помощью кусочков проволоки транец прикрепляется к днищу. Убедившись, что края совпали нужно затянуть скрутки проволоки плоскогубцами.

начало сборки

Вместо медной проволоки можно взять подходящий по диаметру провод

Борта прикрепляются аналогичным образом, начиная от кормы и заканчивая последней скруткой на носу лодки. На этот момент получилась разборная модель, которую ещё можно поправить. Подрезать лишнее, зачистить неровности. После следующей операции о разборной тактике можно будет забыть.

Первая склейка

Если удалось достать листовую фанеру, которая по длине соответствует размерам будущей лодки – это хорошо. Но если в наличие обычные листы 1,5-1,5 метра – придётся их склеить. Самый лучший способ – склейка на «ус».

Склейка на {amp}amp;quot;ус{amp}amp;quot;

Склейка на «ус» — самое прочное соединение фанерных листов

От края листа отступается расстояние, равное 10-12 толщин листа, и рубанком стачивается под углом. После этого нужно пройтись шлифмашинкой и такие же операции проделать со вторым листом. Очищенные и обезжиренные поверхности намазываются клеем, аккуратно соединяются и скрепляются струбцинами. Так как струбцины можно поставить только по краям, в центр необходимо положить груз. После высыхания клея струбцины можно снять, но дать изделию вылежаться ещё не менее суток.

Вернее проклеивание швов между днищем, бортами и транцем с целью не только закрепления деталей, но и обеспечения влагостойкости. Полоса стеклоткани аккуратно укладывается на шов и тщательно промазывается влагостойким клеем. Одним слоем в этом случае не обойтись. Понадобится минимум три. И если первый слой стеклоткани примерно 100 мм., то есть по 50 на каждую сторону, то второй и третий слой должны быть шире. 125-135 мм.

Вырезание деталей

Как изготовить крепление датчика эхолота на транец

После того, как клей высохнет и будут убраны все заусенцы и подтёки на месте склеивания, можно переносить размеры днища и бортов с помощью картонных шаблонов. При этом несложном процессе следует следить за тем, чтобы не было никаких припусков даже в пару миллиметров. Особенно по разным сторонам.

Затем в ход идёт электролобзик с заправленной в него пилкой с маленькими зубцами. Большие могут расхламатить кромку реза. Но и после маленькой лучше аккуратно пройти некрупной наждачной бумагой. Резать нужно внимательно, не торопясь. Одно неверное движение, малейшее отхождение от прочерченной линии – и в лучшем случае придётся возвращаться на несколько сантиметров назад, в худшем начинать эту деталь с самого начала. То есть с вычерчивания новой.

Чертить и вырезать шпангоуты можно сразу в натуральную величину. А вот с транцем придётся поразмыслить. Если задумана моторная лодка, то его нужно делать усиленным. Есть два варианта. Один – это вырезать несколько идентичных деталей из фанеры и склеить их между собой. Или сделать транец из цельной доски толщиной не менее 25 мм.

Окончательное придание влагостойкости

На этом постройка лодки закончена. Осталась внутренняя и наружная отделка, служащая не только для эстетики, но и для того, чтобы лодка не протекала. Обычные деревянные лодки смолят, а вот чем пропитать фанерную лодку – на этот вопрос есть вполне конкретный ответ. Снаружи все швы и весь корпус обрабатываются стеклотканью и клеем, точно так же, как это было проделано при склеивании деталей. Перед этой операцией следует удалить или отрезать торчащую проволоку. Внутри фанерная лодка пропитывается горячей олифой.

оклейка лодки

При оклейке лодки стеклотканью необходимо тщательно следить, чтобы не было пузырей

Покраска

На этом строительство фанерной лодки можно считать законченным. Какое-то время уйдёт на высыхание, и по большому счёту на ней уже можно плавать. На вёслах, с помощью двигателя, если постарались транец изготовить под мотор, или даже под парусом, если это предусмотрено конструкцией. Она уже полностью водостойкая, но абсолютно не эстетичная. Покраска – вот самый последний этап, и тогда изготовление лодки завершится окончательно.

Здесь два варианта. Или масляная краска – цвет выбирается по вкусу – для рыбалки что-то сливающееся с природой, для прогулок можно поярче. Или водостойкая эмаль, подобранная по тому же принципу. Придётся ещё немного подождать, пока краска или эмаль высохнет – и можно смело отправляться в плавание.

Главное

Перед тем, как самому приступать к постройке фанерной лодки, необходимо понять, что такие самоделки халатного подхода к делу не терпят. Это может сказаться не только на внешнем виде изделия, но и на вашей же безопасности и надёжности. Первое, на что нужно обратить особое внимание, – это помещение, в котором будут проводиться работы. Если было решено построить лодку зимой или ранней весной, то нужно исключить сквозняки и повышенную влажность.

Второе, за чем нужно проследить особо, – это материал и инструменты. Фанеру необходимо подобрать без сучков, клей, краску и олифу только от проверенного производителя. Инструмент должен быть в полном порядке. Электролобзик заправлен пилкой с маленьким размером зубцов.

Если планируется моторная лодка, особое внимание следует обратить на транец. Для его изготовления лучше взять цельную дубовую доску. Склеенная в несколько слоёв фанера тоже подойдёт, но доска будет надёжнее.

Так же строго следует следить за симметричностью днища и одинаковостью бортов. Неправильный загиб одного борта на лодке или на шлюпке, смотря, что строится, приведёт к тому, что она станет рыскать на воде или забирать в одну сторону.

И последнее: торопиться не надо ни в коем случае. Если в инструкции к клею указано, что он должен сохнуть три дня, то к дальнейшим работам нужно приступать только на четвёртый. С краской и олифой действуют те же принципы.

Самостоятельно построить фанерную лодку – задача не из простых. Но и ничего особо сложного в этом нет. Нужно только потратить какое-то время и приложить максимум знаний и умений, которые можно легко почерпнуть и в интернете, и у более знающих людей. Но после завершения этой интересной и творческой работы можно будет смело выезжать на водоём на уникальном плавсредстве, построенном собственными руками.

Несколько слов о подготовке

Самодельные лодки из фанеры и стеклопластика считаются, хотя и небольшими, но полноценными плавсредствами. Поэтому к процессу подготовки и сборки нужно подходить ответственно, Ведь по большому счету, ошибки здесь могут не только привести к поломке судна, но и в некоторых случаях подвергнуть опасности жизнь и здоровье владельца.

  • Как видно из называния, основным материалом здесь, безусловно, является фанера. Для корпуса небольшой лодки хорошо подойдут листы не ниже чем первого или второго сорта, толщиной порядка 5–7 мм. Для киля, шпангоутов и прочих вспомогательных деталей конструкции нужно брать более толстый лист, от 12 мм и выше;
Первоклассная фанера.

Первоклассная фанера.

  • Не последнее значение имеет марка материала. Выбор фанеры сейчас довольно большой, но в данном случае материал будет находиться в длительном прямом контакте с пресной или даже морской водой, естественно фанеру нужно брать с повышенной влагостойкостью. В идеале лучше взять марку «ФБ», она изначально делалась для корабельных нужд. Если цена на «ФБ» вас не устроит, то можно остановиться на «ФСФ»;
Сорта материала.

Сорта материала.

Самодельная лодка.

Самодельная лодка.

  • Чистая древесина будет использоваться для распорок, сидений и прочих элементов. Как правило, здесь берется струганная доска толщиной 25 мм. В данном случае следует отдать предпочтение мягким, пористым сортам. В профессиональном судостроении применяется лиственница, но для небольшой лодки достаточно ели или сосны;
  • Для промежуточного сшивания листов хорошо подойдет медная проволока толщиной порядка 2 мм;
  • Для обустройства герметичных швов используется стекловолокно и полимерный клей. Вид клеящего состава сейчас подобрать не сложно, на рынке довольно большой выбор, главное чтобы состав был водостойкий.
Параметры фанеры.

Параметры фанеры.

Выбор инструмента

Самодельные лодки из фанеры для рыбалки не требуют чрезмерно большого набора инструмента.

Здесь можно обойтись традиционным комплектом, который имеется в мастерской практически любого хозяина:

  • Помимо плоскогубцев, отверток и ножниц вам естественно понадобится ножовка по дереву;
  • Резать фанеру обычной ручной пилой достаточно тяжело, поэтому лучше приобрести электрический лобзик для дерева с набором полотен. Причем следует подбирать модель с как можно большим количеством оборотов, так как на малых оборотах будет откалываться шпон по краю;
Работа электролобзиком.

Работа электролобзиком.

  • Для таких работ обязательно нужна шлифовальная машинка. Обычным наждаком, вручную, вы не сможете добиться хорошего качества обработки;
  • Для фиксации листов при склеивании используются струбцины, их должно быть не менее 3 – 4 штук;
  • Набор кистей нужен для нанесения клея и лакокрасочных составов.

Строительство лодки

В данном случае не столь важно, какой именно тип лодки вы выберите. Плоскодонки, байдарки, парусные суда или лодки с мотором, инструкция по строительству всех этих моделей примерно одинакова.

Начинаем с чертежей

Сейчас чертежи самодельной лодки из фанеры найти не проблема. В сети или профильной литературе этой информации достаточно. Вам нужно только определиться с размерами судна, потому как от этого зависит толщина листов. Если должного опыта в таких работах пока еще нет, лучше остановиться на простеньких, неразборных моделях.

Эскиз простейшей плоскодонки.

Эскиз простейшей плоскодонки.

Бывалые мастера не рекомендуют самостоятельно разрабатывать лодку. Но если вы все же решитесь на такой трудовой подвиг, начинать нужно с тщательного просчета водоизмещения и грузоподъемности судна. Дабы после того как вы спустите на воду и попытаетесь поплыть, ваше изделие сразу не пошло на дно вместе с владельцем.

Вариант чертежей лодки.

Вариант чертежей лодки.

Итак, когда вы нашли подходящую для вас модель, прежде чем переходить к непосредственному изготовлению деталей и узлов, нужно сделать по чертежам бумажные лекала. И только после контроля всех размеров, переносить выкройку на фанеру или дерево.

Сборка корпуса

Лодка из фанеры для рыбалки своими руками

Максимальная длина стандартного листа составляет порядка 3 м. Поэтому, в большинстве случаев, вам понадобиться сращивать два или более небольших листа в единое полотно. Это несложный, но довольно кропотливый процесс, требующий точности и аккуратности. Такое соединение среди профессионалов именуется склеиванием на ус.

Вырезанные листы.

Вырезанные листы.

Для этого берутся 2 листа и по краю спиливаются под углом, ширина такого скоса должна быть не менее 7 размеров толщины листа. Чем больше площадь соприкосновения, тем крепче соединение. Основную массу снимают напильником, после чего деревянная поверхность шлифуется машинкой до идеального состояния. Далее скосы смазываются клеем, соединяются и прижимаются чем-нибудь тяжелым, до полного высыхания.

Схема стыковки.

Схема стыковки.

Теперь можно переходить к вырезанию составляющих нашей лодки-самоделки под мотор из фанеры и досок. Рез должен идеально соответствовать разметке, потому как при малейшем отклонении, борта сойдутся неплотно, и нужно будет заделывать щели.

Симметричные детали, к примеру, борта или шпангоуты, удобнее вырезать единым массивом. Для этого листы складываются, фиксируются струбцинами и вырезаются по разметке.

Шлифовка на ус.

Шлифовка на ус.

Сначала делается транец, для моделей адаптированных под мотор, транец должен быть усиленным. Как правило, его изготавливают из нескольких слоев фанеры или прочной древесины. Плюс транец дополнительно оклеивается минимум 3 слоями стеклоткани.

Сборка начинается от транца. Он устанавливается на козлы и от задней стенки листы сшиваются между собой. По ходу сборки края листов стачиваются под нужным углом для более плотного соприкосновения.

Листы стягиваются медной проволокой с шагом 50 – 150 мм. Отверстия под проволоку просверливаются по диаметру проволоки на расстоянии не менее 15 – 20 мм от края. После проклеивания снаружи, проволока вытаскивается.

Сшивание листов.

Сшивание листов.

Проклеивание швов

Лодка из фанеры для рыбалки своими руками

Когда корпус сшит, все стыки должны быть надежно проклеены. Для этого будет использоваться стекловолокно или стеклопластик, которые обильно смазываются клеящим составом.

Швы, проклеенные стеклотканью.

Швы, проклеенные стеклотканью.

Как мы уже говорили, сейчас в магазинах достаточно специализированных смол, но большинство мастеров предпочитает пользоваться смесью эпоксидной смолы с двуокисью кремния, больше известной как аэросила. Пропорция берется 1:1. Инструкция проста, обильно смазывается стык, после чего накладывается лента стекловолокна. И так не менее 3 слоев.

Вид изнутри.

Вид изнутри.

Все внутренние углы желательно дополнительно усилить деревянными галтелями, это планки напоминающие плинтус в доме. Деревянные галтели, шпангоуты, лавки и все другие детали также клеятся эпоксидной смесью и стеклотканью, саморезы и тем более гвозди здесь не используются.

Когда панцирь из стеклоткани застынет, все неровности шпаклюются, еще раз покрываются эпоксидной смесью и можно приступать к финишной шлифовке. Когда шлифовка завершена, устанавливается настил, уключины, сиденья и вкручивается ремболт.

После чего, готовая лодка красится или покрывается лаком не менее 3 раз. Причем каждый последующий слой наносится после высыхания предыдущего.

Приклеивание стеклоткани.

Приклеивание стеклоткани.

Вывод

Как видите все не так сложно, самодельные лодки из фанеры и стеклопластика довольно надежные и долговечные конструкции. Подтверждением тому можно считать тысячи самоделок бороздящих реки и озера нашей великой родины.

Своими руками созданное плавсредство, помимо пользы принесет некое удовлетворение от проделанной работы

https://www.youtube.com/video/4_SStRXQiaI

Самодельная лодка из фанеры, изготовленная по данной технологии, будет вполне пригодна для выездов на рыбалку, семейных прогулок и т.д. Конечно, в открытое море выходить в ней не стоит, но как показывает практика, для больших рек и озер нашей страны такая конструкция является вполне надежной. В представленном видео в этой статье вы найдете дополнительную информацию по данной теме.

Adblock
detector